Познавательные интересы ребенка-дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от нас взрослых, окружающих ребенка. Мы, взрослые, должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.
Одним из значимых факторов развития познавательной активности является выбор таких средств, которые позволяют ребенку эффективно осваивать культурно-исторический опыт.
Наиболее перспективным методом реализации познавательной активности является наглядное моделирование. Опытом использования данного метода мы поделились на городском семинаре «Современные подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО», который прошел 8 декабря на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Родничок» нашего городского округа. Воспитатель высшей квалификационной категории Каримова Ольга Вадимовна рассказала коллегам о том, как она применяет данный метод для развития познавательной активности своих воспитанников. Также силами педагогов нашего сада была подготовлена выставка пособий, применяемых при использовании данного метода.
Необходимо включать ребят в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. При этом нельзя отмахиваться от детских вопросов, пичкать сразу готовыми знаниями. Надо дать возможность приобрести их самостоятельно. Если этим пренебрегают, то случается то, о чем писал С. Я. Маршак:
Он взрослых изводил вопросом «почему?».
Его прозвали «маленький философ»,
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «почему?».